- Здравствуйте, я технолог...
- Здравствуйте, проходите, рассказывайте, что умеете?
Еще никто не смог мне ответить на этот вопрос.
Обычно ответ превращается в рассказ в начале об образовании, а потом о предыдущих местах работы и круге обязанностей на каждом месте работы. Это конечно интересно, но не очень информативно. Мы же никогда не узнаем на сколько хорошо специалист справлялся со поставленными задачами…
- Шить умеете?
- Какие виды СТЕЖКОВ вы знаете? (именно этот элементарный вопрос многих ставит в тупик)
- С конструированием знакомы? Лекала на какое-нибудь, простое изделие сами сделать сможете?
- С каким оборудованием знакомы? (как правило называют 8 – 10 распространенных машин).
- Любую из них сможете заправить и настроить строчку? (почти всех этот вопрос ставит в тупик).
- Кроить умеете?
- Раскладку сможете проверить?
И так далее и еще десятки вопросов……..
В давние времена было конечно проще. Фабрики были большие. На каждой фабрике был главный инженер и несколько человек у него в подчинении. Был отдел главного механика со своими механическими мастерскими и толпой механиков. Технологов была куча в каждом подразделении. В швейных цехах им помогали мастера и бригадиры. Вся эта машина работала люди-колесики крутились, вертелись и каждый был на своем месте. И вдруг этот механизм заскрипел, застучал и остановился.
Все приехали. Даже в штате больших фабрик технологов раз, два и обчелся. В микробизнесе ситуация еще хуже. Хрен знает кто называет себя технологом. Но не будем отклонятся от темы. Разберемся с теми, кто имеет профильное образование – инженер-технолог швейного производства. Инженер здесь ключевое слово.
На сегодняшний день технологов можно разделить на 4 категории:
- Цеховых – те, кто непосредственно работает на производстве.
- Эксперементальных цехов – те, кто в связке с конструкторами разрабатывает новые модели.
- Запускающих – те, чья работа связана с размещением заказов на различных сторонних производствах.
- Командированных – те, кто работает за границей (Китай, Индия, Бангладеш и др.) и отвечает за запуск и выпуск изделий на иностранных производствах.
В силу временной специализации они все наработали разные навыки, каждый в своей области, но при этом все они технологи. И вот здесь напрашивается параллель с группой крови.1-я группа крови, универсальная и подходит при переливании к любой другой. Так и «цеховой» технолог сможет заменить любого на его месте. А вот в цеху работать получится далеко не у всех. Да и мало кто хочет, а главное может работать в цеху. А к тем, кто работает у меня накопилась куча вопросов.
Но обо все по порядку.
Те технологи, которые работают в экспериментальных цехах и лабораториях, больше заточены на технологию пошива. Именно они приземляют все безумные идеи дизайнеров и вносят коррективы в работу конструкторов. Но не всегда их технологические решения верные. Очень часто в цехах (если там работают технологи) находят более оптимальные решения по обработке отдельных узлов. Если это не влияет на внешний вид изделия, то применяют свою технологию – более простую и быструю.
Главная задача технолога в цеху, это ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.
Для решения этой задачи свои знания и усилия необходимо направить по нескольким направлениям одновременно:
- Максимальная технологичность при организации производственного процесса
- Подбор оборудования под задачи производства.
- Организация производственного процесса с учетом повышения качества выпускаемой продукции.
- Контроль квалификации персонала и организация процесса обучения.
- Контроль работы лаборанта. Отшитый им образец должен быть оптимизирован под существующее производство. На этапе изготовления образца определить свойства и качество ткани и конфекциона, во избежание проблем в процессе производства
- Оценка работы раскройщиков, контроль качество кроя, контроль соответствия кроя и ТЗ, а также оптимизацию раскладки. Хотя не всегда раскладка зависит от технологов.
- Составить маршрутный лист, разбить работу на отдельные операции. Если в цеху нет мастера, то сделать запуск. Распределить работу в швейном цеху в зависимости от навыков и умения каждого работника. (в идеале распределять работу должны цеховые мастера, но не везде они есть).
- Организовать работу ОТК так, чтобы брак выявлять в процессе изготовления и оперативно исправлять.
Обнаружение брака в готовом изделии, это убыток для владельца предприятия (даже если его можно исправить).
Казалось бы, прописные истины, но вечно что-то идет не так. И от этого «не так» в первую очередь страдает прибыль предприятия или вовсе исчезает. Пытаясь разобраться в этом у меня появляется вопросов гораздо больше чем ответов. Я понимаю, человеческий фактор наше все. Но некоторые вопросы очень хочется задать открыто, потому что эти проблемы лежат за гранью моего понимания, а действия многих технологов могу охарактеризовать одним словом – непрофессионализм.
Технологи, можете мне ответить?
- Почему вы ругаете заказчиков за отсутствие или качество ТЗ на пошив, а сами не можете составить грамотного ТЗ на покупку оборудования? В базе моего магазина швейного оборудования за 10 лет набралось более 5000 покупателей, я ответил на более чем 25 000 писем-заявок на покупку оборудования. И я не получил за это время ни одного грамотного ТЗ. Перед каждой покупкой требуется консультация и скрупулезное выяснение потребностей. В 70% запросов выясняется, что вам нужно совсем не то, что вы запрашивали изначально. Но вам повезет, если вы обратились ко мне. Менеджер в любой другой продающей компании не будет вас «пытать» и продаст, то что вы просите.
- Почему не изучаете мат. часть и не интересуйтесь каталогами спец приспособлений и средств малой механизации? Все есть в открытом доступе. Производительность труда на производстве одними пинками швей не поднять.
- Почему вы настолько плохо знаете оборудование, что при вызове механика, не можете ему описать проблему? Изначальный анализ и выявления неисправности оборудования, это ваша задача. Неправильная запрвка машин и дефекты расходников (шпули, колпачки, челноки, игольные пластины, петлители, двигатели ткани, натяжители нити и тд) это ваша зона ответственности. Вызывая механика, вы обязаны ставить ему задачу грамотно.
- ВТО – вы знакомы с этой аббревиатурой? А учебник физики за 5 -6 класс, читали? Все проблемы, которые происходят на этом производственном участке, это ваша зона ответственности. Механик может только устранить поломку (замена деталей, плат, узлов и агрегатов). Инструктаж и обучение утюжельщиков, это прямая обязанность технолога.
- Вы в курсе, что новые иглы необходимо устанавливать в начале КАЖДОЙ смены? Особенно это касается пошива трикотажа. И необходим контроль состояния игл и швов внутри смены. Просечки на швах трикотажных изделий, это ваша зона ответственности, ну или вашего подчиненного цехового мастера. Инструктаж мастера, это ваша обязанность. В иглах важна не только ее модель, но и маркировка по конфигурации кончика иглы.
- Раскройный цех, это тоже ваша зона ответственности. Кривой крой снижает производительность труда швей на 50% и более. Качество готового изделия на прямую зависит от качества кроя. Оценка профессиональных навыков раскройщика (резака) полностью лежит на ваших плечах. Не надо допускать в раскройный цех случайных людей.
- Почему при обсуждении образца заказчика, вы прогибаетесь под его требования и забываете про прибыль предприятия? Почему не можете разглядеть технологические особенности сборки образца и понять может цех повторить все один в один, или необходимы компромиссные решения. Очень часто проще отказаться, чем мучится с пошивом. Все конфликты с заказчиком начинаются именно на этом этапе.
- Качество ткани и полотен. Зачем брать в работу те материалы, с которыми будут проблемы в дальнейшем? А еще хуже, те ткани и полотна, с которыми вы не умеете работать. Озвучте свое мнение работодателю сразу. Прибавка 10 – 20% на стоимость пошива не спасет вас от убытков.
- Почему вы думаете, что если вы по образованию технолог, то можете работать с любым ассортиментом? Специализация в этом вопросе очень важна. Знания и навыки ваше все. Особенно большая пропасть в технологиях между трикотажем и тканью. Здесь важны не только академические знания, но и ваш личный опыт. Обучения рабочих лежит на ваших плечах. И если вы сами не владеете приемами пошива трикотажных изделий, то не сможете не только объяснить, но и показать, как это надо делать правильно. Чтобы получить качественное изделие, должны быть правильно настроены машины. А ПРАВИЛЬНО, это ваши знания и ваши руки.
Вот такая куча вопросов накопилась у меня к «современным» технологам. Конечно вопросов гораздо больше, но это основные. Я конечно не жду на них ответов, а очень бы хотелось.
Все это написано для владельцев швейных производств. Очень часто владельцы элементарно не могут сформулировать критерии отбора при приеме на работу технологов и выставить им рамки зон ответственности. Возможно мой текст им в этом поможет.
Если вы владелец швейного производства, то делайте свою работу хорошо. Не надо заполнять «полки» магазинов различными швейными поделками, собранными на коленках с нарушением технологий пошива. Не обманывайте себя и своих заказчиков. Делайте только то, что умеете и не хватайтесь за все заказы подряд и не вносите в ассортиментную матрицу те изделия, которые не умейте изготовить сами и не можете оценить качество отшива на аутсорсе.
Берегите себя и развивайте свой швейный бизнес.
И помните, что говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». Добавлю от себя – даже если долго учиться.
Сергей Промохов,
ProCapitalist.ru
Январь 2021