Как помочь работающим швейным производствам начать зарабатывать?
Написать этот текст меня вынудила череда событий, произошедших со мной за последние две недели. Все эти события представляли из себя непрерывную череду встреч, переговоров, телефонных звонков и снова встреч, бесед и переговоров.
И все это на одну тему – как помочь работающим швейным производствам начать зарабатывать. То есть люди устали работать без прибыли. А компании, в которых собственные производства отшивают их бренд, хотят превратить это подразделение из дотационного в прибыльное.
И все говорят о кризисе…. Но сейчас я с уверенностью могу сказать, что кризис в головах, а не в стране. Некомпетентность и лень собственников – вот, что мешает развитию швейных производств в России.
Я не занимаюсь консалтингом, не работаю в проектах по «настройке» производств. Я не вижу в этом занятии никакого смысла. Зарабатывать этим ремеслом мне не интересно. Потому что в нашей стране это выглядит так – приходит консультант, с ним заключают договор на определенное календарное время и запрягают в убогую телегу, без одного колеса. И вот он тащит эту телегу по ухабам скептицизма и непонимания со стороны собственника, который ждет, что в конце пути телега превратиться в Бентли и можно будет прокатиться с ветерком. Ну не хрена не происходит, контракт заканчивается.
Недостающее колесо у телеги конечно появляется, но это не для езды, это для сдачи работ по контракту. Консультант уходит, телега после его ухода конечно катится, но только под горку, чтобы остановится навсегда. Работа без результата это не мое, поэтому я все подобные проекты обхожу стороной.
Ну к чему я все это пишу. На этой неделе я провел две консультации для двух разных компаний. Они еще разные и по своей структуре. У одних контрактное производство на давальческом сырье (как у меня), у других собственное производство и продажи. У первых загрузка есть, а денег нет. У вторых продажи есть, но производство работает так плохо, что приходится заказы размещать на других производствах. Свое при этом недозагружено (но это выяснилось в процессе консультации).
Проблемы вроде разные, но причины этих проблем лежат в одной плоскости. И консультации проходили в одном ключе, вопросы поднимались одни и те же и реакции на мои указания были одинаковые.
Поэтому сейчас вкратце опишу общую картину. Ту картину, которая меня натолкнула на грустные мысли, высказанные в самом начале.
- Собственник не может описать проблему детально.
- Задача ставится на уровне – хочу много денег.
- Мечтает о том, чтобы все работало. Аргумент – я столько денег вложил.
- Мечтает о том, чтобы все работало без его участия. Аргумент опять про вложенные деньги.
- Изначально подобрана не компетентная команда. Подбиралась по уровню ЗП – средняя по рынку. Новою команду набирать некому. Старую разгонять жалко.
- Проблемы с парком оборудования и технологиями. Аргумент – а мне так швеи сказали.
- Проблемы во взаимодействии производственных подразделений. Аргумент – а им так удобно.
- Проблема с площадями и расположением в арендуемым помещением. Аргумент – низкая аренда, близко от дома.
- Проблема в общении с внешними партнерами. Менеджеры нацелены на поиск виноватого внутри команды, а не на решение возникающих проблем.
- Слабая юридическая и экономическая подготовка собственника. Все начиналось по принципу бери и делай. Этот этап давно пройден, а денег стало меньше, чем в первый год работы. Просто некому управлять.
- Собственник не может ответить на вопрос про маржинальность собственного предприятия. Аргумент – надо посчитать. Е-п-р-с-т это надо считать каждый день !!!!!
- Собственник не хочет вкладывать деньги в развитие производства. Аргумент – уже много вложил, а прибыли нет. Производство, это живой организм, он должен питаться деньгами.
И красивый диалог в финале:
-Вы все так здорово нам рассказали, а это будет работать?
- Конечно будет. У меня ведь, работает и я не знаю слово убытки.
-А вы можете нам все так же построить и сколько это будет стоить?
– Я нет, не смогу. Чтобы это все правильно выстроить я должен бросить свой бизнес и заняться вашим.
И дальше вопрос, который убивает на повал – «А вы можете порекомендовать нам человека, кто это все сделает?»
ЗАНАВЕС.
Можно научить менеджеров продавать. Этому их необходимо учить. Мир продаж меняется очень быстро. Темпы изменений в продажах с каждым годом нарастают. Без постоянного обучения тут не обойтись.
Организации производства быстро научить нельзя. Слишком много знаний в различных областях надо впитать в себя. Выход один – набрать на ключевые посты команду профессионалов (стоит это не мало) и развивать свое производство ВМЕСТЕ с ними. За вас это, дорогие собственники, никто не сделает. Любой консультант к вашей «производственной телеге» приделает только колеса. Ехать вам самим.
Я считаю, что обе консультации прошли успешно. Был составлен план развития производства. Нарисована, так сказать, дорожная карта по которой надо двигаться. Задача выполнена. Обещал помощь, если она потребуется, в проведении собеседования и тестировании персонала при наборе. Договорились о последующих консультациях на разных этапах развития. Но «осадочек» у меня остался.
Сомневаюсь я, что собственники займутся своим производством сами. Ну это будет уже другая история. Я свою миссию выполнил и деньги за это получил. «Навигатор» продал, пользоваться научил, маршрут нарисовал, все сложные участки отметил, где заправки указал.
В добрый путь господа предприниматели. В добрый путь!
Сергей Промохов,
ProCapitalist.ru