Еще совсем недавно мы все наблюдали «сериал», как закрывался и переименовывался Макдональдс...
Тема была на столько животрепещущей, что по ней высказались все, от диванных экспертов до президента. Но в общей массе все понимали, что эту сеть закусочных (ресторанов) надо сохранить. Ведь это не просто 800 точек общепита, это ТЕХНОЛОГИЯ изготовления и продажи «быстрой еды». И только сохранение этой технологии позволит такой огромной сети расти и развиваться. Разбей ее на отдельные «пирожковые» и 800 точек разорятся в течении года. Большой бизнес на коленке не строят!
Так почему же в легпроме все наоборот????? Давайте попробуем разобраться.
Исторически сложилось так, что советский легпром развивался в своей замкнутой «экосистеме» (применил это новомодное слово потому что некоторые новоявленные «институты» нас пытаются опять туда запихнуть). Госплан – прядильные фабрики – швейные фабрики – магазины и точка. Утвержденный план должен быть выполнен. В этой парадигме все спецы отрасли учились и развивались. Именно по этому их знания на сегодня никому не нужны. Все устарело еще в прошлом веке.
Дома моды в этой цепочке стояли особняком и не сильно были задействованы в общем производственном процессе. Просто существовали за счет бюджета. В те давние годы ценители и меценаты могли распоряжаться только бюджетными средствами.
Настал капитализм, исчез госплан и отрасль начала разваливаться. Фабриканты не умели продавать, а продаваны не хотели работать с нашими фабрикантами, а тем более инвестировать в них. Они не понимали, как можно инвестировать в «совок», из которого они только вышли. И вот именно тогда все пошли своими путями. Фабрики стали закрываться, а продаваны повезли свои деньги за границу.
На сегодняшний день картина не изменилась. Все работают самостоятельно. Производство и продажи не имеют тех технологий, которые весь мир уже давно освоил. И это не удивительно. 800 мелких брендиков никогда не смогут вырастить во что-то большое и имеющее вес на рынке Fashion.
Но легпром это не только Fashion!
У нас хорошо развивается рынок рабочей одежды. Причем на сегодня, кроме оборудования мы можем использовать все местное – нитки, ткани, конфекцион. Рынок формы для армии и силовых структур. Расклады примерно те же. Производство не тканных материалов и утеплителей. Причем именно в этих направлениях легпром всегда показывает рост.
Хорошо развивается рынок униформы, дешевого мерча и рекламных швейных изделий. Правда рынок высоко конкурентный и часто впереди оказываются те, кто ворует у государства НДС, но так будет не всегда. Законы рынка не обойти. Миллионные контракты всегда на виду у проверяющих органов. Главное потенциал роста в этом направлении есть.
Развитие маркетплейсов вдохнула жизнь в наш местечковый швейный бизнес. И лидер в этом направлении – дискаунтер WB. Количество его поставщиков растет в разы каждый год. Уже сейчас их более 500 000. А самые продаваемые товары одежда и обувь, примерно 31% от общего объема продаж. Но неплохо знать. Что рейтинг поставщиков (по объему товара и выручке) возглавляет САМ Вайлберриз! В первой пятерке так же находятся Мелон ФГ, Глория, Кари и Твое. Но это все поставщики одежды и обуви Китайского легпрома.
Тысячи наших Российских производственников местной одежонки очень далеки от показателей лидеров. Когда маркетплейс единственный источник дохода для производства, то денег хватает только на поддержание собственных (приличных) штанов и погашение долгов. Без инвестиций, это бег на месте ну или на уровне инфляции. Сотрудничество с дискаунтером может гарантировать только одно – жизнь с дисконтом.
Но все, что вы прочитали выше говорит только об одном – легпром жив и не плохо себя чувствует.
А вот рынок модной местной качественной одежды уже много лет еле дышит. И это печально. Попробуем разобраться почему так происходит.
Первое и основное – рынок Fashion очень разрозненный. Тысяча дизайнеров, разбросанные по всей стране, создают только информационный шум в соц. сетях и тг каналах. Этот шум никак нельзя конвертировать в качественный продукт. У каждого индивидуума свое представление о качестве и моде.
Никто до сих пор не смог предложить стратегию развития Fashion в России (у меня она есть).
Все предыдущие попытки создать местный качественный продукт упирались в малограмотный управляющий персоналом и заканчивались воровством или растратой инвестиционных денег. Потому что запуск бренда не надо начинать со строительства ФАБРИКИ или покупки готовой. Этот процесс начинается с разработки ТЕХНОЛОГИИ (производство и продажи) как единого целого.
Профи, которые смогли бы разработать эту технологию, а потом внедрить ее у нас очень мало. Собрать этих людей в одну команду под силу далеко не каждому инвестору.
Это так же сложно как из сотни дизайнеров выбрать тех, кто сможет работать в одной команде на единый «зонтичный бренд».
У нас в России с объединением людей в большие команды вообще очень сложно. Каждый сам себе «Левша». Поэтому этот барьер придется преодолевать с не меньшими трудностями, чем создавать сам продукт и организовывать продажи.
И еще, существующий информационный фон, созданный псевдо Fashion рынком, не способствует привлечению инвесторов в эту сферу. Инфобизнесу выгодно доить маленькие компании и обещать им светлое будущее. Для работы над большими проектами их знаний, не достаточно. Реальные профи вынуждены работать с теми, кто готов оплатить их труд по их минимальной ставке. Причем эта вынужденная работа мешает их собственному проф. росту в силу постоянного решения одних и тех же примитивных задач (изо дня в день из года в год).
Да еще доморощенные аналитики любят высказывать свое как бы компетентное мнение о состоянии и развитии Fashion рынка в России. Отсутствие статистических данных их не смущает. Главное высказать свое «компетентное» мнение. Все комментарии сводятся к одному – у нас своего ничего нет – оборудования, тканей, ниток, конфекциона, поэтому нет смысла начинать. Ребята забыли, а может и не знали, что когда господин Ортега начинал развивать свой бизнес в родной Испании, то это страна не являлась мировым лидером в производстве оборудования, ткани, ниток и конфекциона. Но ведь развились, разрослись и стали мировыми лидерами в производстве одежды.
Отсутствие статистики по швейному рынку вообще никого не волнует. Сколько в России швейных предприятий так никто и не знает. Вероятно, это секретная информация. Именно поэтому вся аналитика от псевдо-экспертов откуда-то высосана. Надеюсь, что из пальца.
А новый тренд в местном Fashion меня вообще поразил своим креативом. Вдруг стало модно использовать местных дизайнеров в роли аниматоров на различных городских мероприятиях. Модные показы на импровизированных подиумах прям тренд сезона. А что, очень удобно. Платить им за это не надо. Зато весело и контента хоть отбавляй.
Все эти внешние факторы не способствуют привлечению инвесторов в нашу отрасль. Они очень негативно реагируют на всю получаемую информацию и не хотят влезать с головой в этот серый рынок.
Есть в России и серьезные дизайнеры, покоряющие мировые показы своими коллекциями. Но это больше не про бизнес. Это про самореализацию и семейные инвестиции.
Есть у нас и местные бренды, которые хоть и с большой натяжкой, можно отнести к местному Fashion, но их отношения к своим покупателям сильно удручает. Я конечно буду не объективен, но они продают или откровенное дерьмо за дешево или модные вещи из дерьма за дорого. Но дерьмо люди теперь покупают в маркетплейсах-дискаунтерах, а цены модные вещи из дерьма переводят в валюту и сравнивают с Европой и Америкой. И выбор, увы не в пользу Китайско-Российской моды.
Но раз выживает такой бизнес, держа своих покупателей за идиотов, то для реальной качественной и не дорогой одежды рынок наш будет еще долго открыт.
Многие любят говорить, что у Россиян нет денег на покупку модной одежды. Деньги есть, только вот покупать нечего!
Из последних новостей. И опять мимо Fashion. Совладелец Crocus Group Эмин Агаларов за три года хочет открыть тысячу точек новой сети бюджетных кафе с блюдами из курицы. Это будет формат с очень невысоким средним чеком, говорит Агаларов. Бизнесмен ориентировался на американскую сеть ресторанов Boston Market. Вот вам еще один провальный проект за десятки миллионов рублей. Фаст-фуд дискаунтер, это прежде всего технология и жесточайшее ее соблюдение. А вот именно ее в этом проекте и нет. Никакой сети конечно не получится, но те наемники, кто займется реализацией этого проекта, денег намоют себе не мало.
Но не смотря не на что наша легкая промышленность жива, и мы в ней работаем и зарабатываем. Силы есть, потенциал есть и главное есть желание продолжать работать в этой сфере и развиваться.
Удачи вам и вашему бизнесу.
Сергей Промохов.
ProCapitalist.ru
Вот уже и июль 2022 спешит закрыть свои двери.