1008
0

Пять лет назад российские чиновники придумали практически панацею (по их мнению) от всевозможных кризисов и внешних угроз. Имя этой панацее – импортозамещение (с)

Исследование проблем и перспектив отрасли от издания «Новые Известия», 2019 год.

«Новые Известия» уже не раз писали - во что превратилась на деле эта «таблетка». Например, в мае издание проводило анализ и пришло к выводу, что, несмотря на декларируемые успехи в сфере производства продуктов питания, ни программа импортозамещения, ни продуктовое эмбарго не помогли совершить долгожданный прорыв в отрасли. Однако импортозамещать по плану Россия должна не только продукты...

Нужно ещё во что-то одеваться, где-то жить, пользоваться различными бытовыми средствами и так далее... Одним словом, то, что обеспечивает насущные потребности, тоже должно быть импортозамещено.

Волну обсуждения вызвали опубликованные Росстатом данные о том, что 35,4% российских семей не могут позволить себе обувь по сезону, а у 48,2% семей денег хватает только на еду и одежду. Даже Кремль вынужден был прокомментировать этот позорный факт. Так что вопрос доступности одежды справедливо занимает второе место после вопроса доступности еды.

Поэтому «Новые Известия» предлагают разобраться, как обстоят дела с импортозамещением в легкой промышленности.

На весеннем заседании комиссии по импортозамещению в лёгкой промышленности Дмитрий Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации сообщил:

«У нас в стране появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, спецодежды, специальной обуви. Особенно заметный сдвиг произошёл в создании высокотехнологичной спортивной экипировки».

Однако опыт показывает, что реальность может отличаться от подобных заявлений. «Новые Известия» попытались вместе с экспертами ответить на вопрос о том, для чего нужно импортозамещение в легкой промышленности, а также оценить реальную ситуацию в отрасли.

Чем болеет легкая промышленность?


Проблемы отрасли возникли не на ровном месте. Они формировались не год, не два, и даже не десять. Что дает «осложнения» для состояния российского легпрома?

Болевые точки лёгкой промышленности:

  • Низкий спрос;
  • Высокая доля импорта;
  • Высокая зависимость от госзаказа и гособоронзаказа;
  • Высокая зависимость от импортного сырья;
  • Дефицит отечественного оборудования.

Народ в стране беднеет, и за последние 4 года розничный рынок одежды сжался на 38%, при том, что текстиля, одежды и обуви в России в прошлом году было произведено на 430,9 млрд. рублей, а импортировано – на 962 млрд. рублей (импорт в прошлом году вырос на 10%, а за 5 месяцев 2019 года прибавил ещё 1%).

Выпуск прядильных намоточных, мотальных и крутильных машин в прошлом году сократился с 70 до 42 штук, а выпуск ткацких станков вырос с 9 штук аж до 57. Это при том, что в России насчитывается порядка 14 тыс. предприятий лёгкой промышленности. Что касается госзаказа, так у нас армия, полиция, Росгвардия, госкомпании – все они нуждаются либо в униформе, либо в рабочей одежде.

Это миллионы людей, и спрос со стороны госпредприятий обеспечивает работой отечественные предприятия, не зависимо от качества продукции. Но радоваться рано – остерегаются эксперты.

«Отрасли, по-прежнему, живётся нелегко. Продукции российских производителей трудно конкурировать с зарубежной: она либо теряет в качестве, либо существенно дороже. Это происходит по ряду причин, в частности, из-за отсутствия полноценной сырьевой базы, нехватки квалифицированных специалистов и высоких цен на импортное оборудование при отсутствии российских аналогов», 

Константин Клюка, Генеральный директор АПХ «ПРОМАГРО»

Производить в России можно, но дорого...


1. Проблема первая

Производить в России дорого. Отечественным предприятиям приходится конкурировать с большим количеством дешёвой импортной продукции из Азии.

На одного занятого в отечественной текстильной промышленности приходится 600 рабочих во всех странах-конкурентах. Ситуация усугубляется значительной лучшей оснасткой производств в странах Азии.

«Рост объемов производства одежды связан с ростом числа российских дизайнеров, появившихся за последние 10 лет. Однако это приводит к большому ассортименту производимой продукции с мелкими сериями, что, в свою очередь, из-за ограниченности рынка не дает конкурентных цен. Э

то как замкнутый круг: чтобы сделать дешево - нужны объемы, чтобы молодому дизайнеру выйти на рынок, конкурирующий с иностранными компаниями - нужна низкая цена», 

Наталья Кондратьева, руководитель компании производства одежды полного цикла.

2. Проблема вторая

Производить качественный товар не на чем. Доля оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет в отрасли составляет 37%, от 11 до 20 лет — 24%, но больше всего оборудования, эксплуатируемого уже более 20 лет — 39%. 

90% оборудования в России – импортное (оценка «Росагролизинга»).

3. Проблема третья

Производить не из чего. Даже отечественные ткани не совсем отечественные. По оценке Высшей школы экономики, в России производят 33% от всех используемых в стране синтетических тканей (а это основной материал – синтетика с 64% от всего рынка вытеснила натуральные ткани), но при этом производство волокна для этих тканей практически отсутствует.

4. Проблема четвертая

В России скудный набор мер поддержки предприятий. Чтобы разобраться с тем, что сейчас делает Минпромторг, «НИ» отправили запрос в ведомство о действующих мерах поддержки лёгкой промышленности.

Из ответа следует, что Минпромторг устанавливает преференции в рамках госзаказа, гособоронзаказа, также введён запрет на вывоз кожевенного полуфабриката, отечественная продукция представляется на различных локальных и международных выставках. И выделяются средства на оплату части процентов по кредитам. Однако эксперты не спешат обднадежить.

«К сожалению, не у всех производителей получается подключиться к госзаказу. Особенно поддержка в виде госзаказов сильна там, где у предприятия есть и рыночная продукция, и госзаказ. Спрос со стороны населения сейчас снижается, а значит снижаются объёмы заказов. Госзаказ в этом случае поддерживает объёмы производства», 

Светлана Беляева.

5. Проблема пятая

В России не к чему стремиться. Минпромторг даже и не пытается совершить «прорыв», Стратегия развития лёгкой промышленности до 2025 года сразу закладывает отсутствие какого-либо роста:

6. Проблема шестая

В России трудно выжить легальному бизнесу. Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин указывает на то, что теневой импорт продукции лёгкой промышленности достигает 700 млрд. рублей – больше всего производства в России!

И люди не против: 42% россиян выбирают контрафакт из-за низкой цены. Нелегально ввезённая продукция, независимо от степени оригинальности, привлекательна тем, что избавлена от налогов. Один только НДС добавляет 20% к стоимости легальной продукции. В целом же налоговая нагрузка на предприятия в России на 15% больше, чем в странах Евросоюза.

Как «ставили на ноги» легпром за рубежом?


Китай:

  • установлен льготный режим налогообложения.

Турция

  • оборудование для отрасли не облагается пошлинами и НДС, а экспортёрам полностью или частично возвращают налоги.

Индия

  • субсидируется 5% расходов на обновление технологий.

США

  • был создан специальный научный комплекс Advanced Functional Fabrics of America (AFFOA), направленный на создание «умных» тканей.

 

Что думаете, дорогие друзья, по поводу мнения издания «Новые Известия» о состоянии легпрома на 2019 год? Что думаете о текущем положении дел? 

Источник: newizv.ru 

Новые производители в каталоге

ООО «ФАБРИКС»

Компания FABREEX работает на российском рынке уже более 10 лет, и хорошо...

ООО "Кампотекс"

ООО «Кампотекс» - одна из крупнейших компаний в России по производству и...

Компания "Мальчишки и девчонки"

Оптовая компания по продаже детской одежды «Мальчишки и Девчонки» вышла ...

Компания BestLabel

Компания BestLabel организована в 2004 году. Мы выпускаем любую маркиров...

Подача заявок временно приостановлена.