444
0

Ударили по контрафакту или по ценам?

Экспериментальное и добровольное кодирование различных товаров в России началось ещё несколько лет назад. Власти заявляли, что главная цель — убрать поддельную продукцию с прилавков, защитить потребителя и обеспечить прозрачность движения товаров, а значит, и контроль за уплатой сборов и налогов.

Представители оператора национальной системы маркировки — Центра развития перспективных технологий — объяснили, как происходит маркировка продукции:  

— Каждому товару присваивают индивидуальный код, своеобразный цифровой паспорт. Он наносится на упаковку ещё на заводе и позволяет проследить весь путь товара: от производства до прилавка магазина или аптеки.

Любой покупатель сможет отсканировать код с помощью бесплатного мобильного приложения «Честный знак» и получить всю информацию о товаре:

  • страну-производителя;
  • срок годности;
  • состав;
  • и даже данные о его возврате предыдущим покупателем, если такое имело место.

Обмануть или перебить новый код не получится, он защищён специальной криптографической меткой. Если лекарство уже числится за больницей, перепродать его из-под полы втридорога не смогут. Контрафакт просто не пройдёт.


Производители говорят о сбоях новой системы и не верят в её пользу


Челябинские обувщики раньше надеялись, что специальные коды — мера правильная и может помочь в борьбе с контрафактом при должном контроле. Но сейчас генеральный директор обувной фабрики «Юничел» Владимир Денисенко заявил, что маркировка не решит никаких проблем.

— Это не закон, а безобразие. Просто издевательство над рынком, над производственниками, над всем честным народом. Новая система не даст ничего, кроме мороки и дополнительных затрат. Уже сейчас идут массовые сбои, стоит крик и стон по всей цепочке — в оптовом звене, в рознице. Столько проблем вылезает. Можно только представить, что будет, например, при возврате обуви. А оператор национальной системы никакой ответственности не несёт, — прокомментировал Владимир Денисенко. — Всё сделано для того, чтобы всю страну поставить на уши, а кто-то заработал на этом 50 копеек. Наши затраты на каждую марку уже 10 рублей. Мы же оборудование купили, обучение провели, «системщики» постоянно над этим работают. При этом проблема контрафакта никак не решится, рынок это не поможет обелить. В России уже продано два миллиарда кодов на обувь при годовой потребности 500 миллионов штук. Набрали на четыре года вперёд — купили коды под остатки на складе.


Промышленники говорят, что маркировка неизбежно скажется на росте цен на обувь — и зарубежных, и отечественных производителей


— На дорогих сапогах и ботинках это будет не сильно заметно, один-два процента. А вот летняя дешёвая обувь может подорожать до 10%. Причём не в нашей торговле, мы не будем поднимать цены. Это больше коснётся мелких предпринимателей, неорганизованной розницы. Они покупают марки на стороне, и у них большие проблемы с внедрением, — добавил Владимир Денисенко.

В самой тяжёлой ситуации — розничная торговля обувью, отметили эксперты. Из-за пандемии коронавируса многие обувные магазины не работали, а те, что находятся в ТРК, закрыты до сих пор. Ритейлеры даже доступа к закупленной продукции не имеют, но обязаны сделать маркировку. Иначе им грозят солидные штрафы.


Понятно, что маркировки не избежать, она узаконена и рано или поздно скажется на ценах


— Но у разных производителей маркировка по-разному сказывается на себестоимости. Крупная компания достаточно легко переживёт введение кодов. Для маленьких производств удар будет тяжёлым, потому что у них нет высокотехнологичного оборудования и больших резервов. Тут многое зависит не от того, какую продукцию выпускают, а кто производит, от величины предприятия, — отметил аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев. — В очередной раз малый бизнес оказался в числе мальчиков для битья. Хотя именно таких предпринимателей везде в мире поддерживают.

По словам экспертов, многие компании были бы рады заложить расходы на маркировку в очередное повышение цен. Но конкуренция не позволит — она сгладит колебания, поэтому рост цен будет постепенным, без резких скачков.

Несмотря на все сомнения промышленников и ритейлеров, официальные лица настаивают на явной пользе от цифровой маркировки:


  • Например, в ходе эксперимента по маркировке лекарств выявили нарушений на 500 миллионов рублей;
  • По данным Центра развития перспективных технологий, вскрылись вторичные продажи дорогих лекарств для лечения тяжёлых заболеваний, которые государство закупало для больниц. В итоге в прошлом году оборот недоброкачественных лекарств, по данным Росздравнадзора, снизился в два с половиной раза;
  • После введения маркировки табачной продукции на производстве удалось выявить несколько масштабных партий контрафактных сигарет, которые продавались в крупных сетевых магазинах по всей стране.

Обувной рынок за счёт введения маркировки ещё на пилотном этапе удалось обелить примерно в пять-шесть раз. Ожидается, что цифры в итоге будут еще больше,

— добавили в пресс-службе оператора национальной системы маркировки.

Если пандемия не изменит планы правительства, то в этом году начнётся маркировка и других товаров: с 1 октября — духи, фотоаппараты, с 15 декабря — шины, с 1 января 2021 года — часть изделий лёгкой промышленности.

К 2024 году систему маркировки планируют распространить на большинство товаров.

Источник: 74.ru

Для возможности комментировать войдите на сайт

Новые производители в каталоге

ООО «ФАБРИКС»

Компания FABREEX работает на российском рынке уже более 10 лет, и хорошо...

ООО "Кампотекс"

ООО «Кампотекс» - одна из крупнейших компаний в России по производству и...

Компания "Мальчишки и девчонки"

Оптовая компания по продаже детской одежды «Мальчишки и Девчонки» вышла ...

Компания BestLabel

Компания BestLabel организована в 2004 году. Мы выпускаем любую маркиров...

Подача заявок временно приостановлена.