В ТПП прошло экстренное обсуждение проблем и перспектив отечественной легкой промышленности.
14 сентября в Торгово-промышленной палате РФ прошло заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России на тему: "Легкая промышленность России: как преодолеть факторы стагнации?"
В рамках обсуждения неоднократно подчеркивалось серьезное ухудшение положения отрасли, ее стагнация и «катастрофический упадок». Участники дискуссии проанализировали причины этого падения и рассмотрели перспективы изменения ситуации в этом сегменте.
Дмитрий Курочкин, вице-президент ТПП РФ, обратил внимание на географическую "разветвлённость" легпрома и на значительный потенциал его индустриального развития. Включая сырьевую базу отрасли. Он подчеркнул, что фискальная нацеленность промышленной политики правительства и половинчатость, непоследовательность его решений в отношении реального сектора повышают предрасположенность отрасли к новому кризису. Что, вдобавок, усугубляется известными внутри- и внешнеэкономическими факторами. В то же время, ТТП РФ, по словам Дмитрия Курочкина, будет и впредь взаимодействовать с СОЮЗЛЕГПРОМом в выработке и реализации инициатив по предотвращению негативных трендов и по устойчивому повышению конкурентоспособности отрасли.
Председатель Совета ТПП РФ, глава ассоциаций "Росспецмаш" и "Новое содружество" Константин Бабкин, отметил большой потенциал отрасли, несмотря на то, что сегодня она демонстрирует "хилые" показатели. По сравнению с объемами всей обрабатывающей промышленностью объем производства легкой промышленности составляет сегодня 1,2%, экспорт изделий - 0,31%. При этом в этой отрасли трудится 4,4% работников, а зарплата их отстает от уровня среднероссийского оклада в 1,5 раза, составляя на сегодняшний день 21 тыс. руб. в месяц.
При этом представителям отрасли серьезно рассчитывать на долгосрочное продолжение господдержки не придется. Это подтвердили и в Минпромторге. В частности замдиректора департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга Ирина Иванова рассказала, что все возможности ведомства сегодня "сводятся к двум-трем мерам поддержки". "У нас было 3 млрд руб. в 2017 году, мы сохранили этот уровень на 2018 год. А в 2019 году мы с нулевым бюджетом, потому что все меры поддержки сейчас переводятся на экспортоориентированные предприятия. И только предприятия, которые ставят перед собой задачу повышения экспорта, будут пользоваться этими мерами поддержки", - прокомментировала она. По ее словам, министр, "понимая значимость отрасли", принял решение о выделении 1,7 млрд рублей из бюджета министерства на 2019 год. "А к 2020 году мы не знаем, с каким бюджетом выйдем", - сообщила Иванова.
Президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин отметил, что большинство существующих мер господдержки направлены, прежде всего, на поддержку инвестиционной активности. "При этом нет ни одной серьезной программы по развитию оборотного капитала, учету специфики отрасли. Да, у нас появился некоторый инструмент для получения инвестиций в основной капитал, но мы его нормально не можем освоить, потому что не можем получить дешевых оборотных средств в том количестве и в те сроки, которые нам нужны", - сказал он, указав на важность формирования комфортной банковской среды для представителей отрасли.
По приведенным им данным, рынок российской легкой промышленности составляет сегодня по общим подсчетам около 4 трлн руб. "Это второй рынок после продовольственных товаров (пищевой отрасли). Рынок огромен", - сказал Разбродин. В последние годы отрасль действительно "отчитывалась с ростом", по разным оценкам, от 4% до 5,5%. Однако между абсолютными цифрами и реальной ситуацией есть разрыв, подчеркнул глава профильного комитета ТПП РФ.
Разбродин также отметил, что в ходе кризисных периодов отрасль показала свою устойчивость, "несмотря на то, что с 2008 года ее серьезно не поддерживали". "При всех сложностях - при незакрытости рынка, той банковской системе, которая существует и закрыла для нашей отрасли нормальный доступ к пополнению оборотных средств… отрасль пока еще выживает", - прокомментировал он. Однако этот задел, по его словам, зиждется на преимуществах, полученных в середине 2000-х гг., и предприятия эту "подушку безопасности" почти "доели".
Андрей Бережной, глава компании RALF RINGER, в своем выступлении заявил, что в кожевенно-обувном сегменте тоже падает платежеспособный спрос. Особенно на высококачественную продукцию, т.е. на продукцию средне- и высокоценового сегмента. Зато растет потребление средне- и низкокачественной продукции данного сегмента, а это - своего рода, зелёный коридор, и без того широкий, для российского и зарубежного контрафакта.
Вдобавок, импортные пошлины на означенную продукцию в РФ, по словам Андрея Бережного, минимум в 5 раз ниже, чем в развитых и многих развивающихся странах. Максимальная же здесь диспропорция превышает 10 раз. Как следствие, "фактическая доля импорта на обувном рынке России превышает 80%".
Председатель Совета директоров ОАО "ИК "Еврофинансы" Яков Миркин причины падения отрасли видит в самой экономической политике страны.
«Мы создали очень своеобразную экономику, я ее называю "костыльной". В ней есть точки сверхбыстрого роста, где государство искусственно нормализовало рыночные условия", - отметил он. Выходом может служить именно объявление легкой промышленности приоритетным направлением развития государства. "Стоит отметить, что отрасль в последние годы была вписана в число "приоритетных" для поддержки. Однако "расстановка приоритетов", как видно, никак не отражается на финансовой поддержке отрасли», - заявил Миркин.
Светлана Беляева, глава Российского союза производителей одежды, поддержала все вышеупомянутые оценки и прогнозы. Отметив, что падение спроса наиболее негативно влияет на рынок одежды, прежде всего на сектор высококачественной продукции. Потому, как и в обувном и ряде других сегментов легпрома, растущими спросом пользуется не только дешевая, но еще и небезопасная для здоровья продукция.
Все предложения, прозвучавшие на заседании, будут обобщены и направлены в форме итоговой резолюции в правительство и ответственные ведомства.