426
0

История, доводы, факты

Профессия "портной" появилась одной из первой в сфере услуг: как только человек начал думать, он сразу прикрыл интересные места и спрятался от холода под одеждой.

Как сообщает Википедия, первые известные науке ткани датированы седьмым тысячелетием до нашей эры.

Изначально ткань изготавливали из травы, затем изо льна, а с третьего тысячелетия до нашей эры появился шелк и хлопок. Вероятно, ещё раньше на Ближнем Востоке появились шерстяные ткани. Эти текстильные изделия были в древности важным предметом обмена и торговли. 

Швейные машины появились гораздо позднее, об истории создания первой швейной машины можно почитать здесь.

Наряды отшивались вручную. История швейной иглы гласит, что первые экземпляры были найдены в южной части Франции и в Средней Азии, их возраст составляет 15-20 тысяч лет. Первые иглы были сделаны из рыбьих костей, способных справиться со шкурой животного. 

Среди культурных государств древности, особенно хочется выделить Древний Египет, жители которого не только умели шить уже железными иглами, но и активно занимались вышиванием. 

К слову, древние Египтяне подарили миру не только искусство вышивания или строгость и продуманность костюма, но и манекен.

Существует легенда о том, что портным в Древнем Египте было запрещено прикасаться к фараону руками, поэтому для создания царской одежды был создан манекен, одежда с которого пришлась бы правителю точно в пору. Такой манекен был найден в гробнице фараона Тутанхамона.

Манекен из египетской гробницы

Одежду фараонов и знати украшали изображениями животных. Среди них типовыми были змея урей – эмблема царской власти, жук скарабей, ястреб или кобчик с распростертыми крыльями, рога, перья, стрелы – символ солнечных лучей. Часто эти изображения комбинировали с изображениями солнечного или лунного диска.

Декор древнеегипетского костюма оформляется лишь цветом, шириной или площадью орнамента.

Судить о качестве и красоте нарядов Древнего Египта довольно сложно. К сожалению, предки не оставили нам ни одной фотографии, а по настенной живописи оценить технику местного портного под силу разве что диванному критику.

Другое дело эпоха Средневековья и живопись этого времени!

По существу, художниками по костюмам или кутюрье — создателями высокой моды — можно было бы назвать всех портных и модисток, которые одевали королей, королев и придворных на протяжении многих веков, так как их творения отличали высочайшее мастерство и художественная ценность.

  • В XIII веке в мире началось «господство иглы и ножниц».

Иными словами, изготовление одежды перешло в руки профессиональных портных.

  • К XIV в. зарождается теория конструирования одежды.

В эпоху средних веков в одежде (по примеру разъемных рыцарских доспехов) были найдены практическим путем формы плоских деталей (спинка, перед, рукава), соответствующие формам отдельных частей фигуры. Появились вытачки, линии проймы и оката рукава. Рукава долго были самостоятельным предметом одежды и соединялись с изделием шнуровкой , штаны также не сшивали, а надевали на каждую ногу отдельно (часто выполняя их разных цветов).

  • В XIV в. линия талии расчленила платье на лиф и юбку, появилось белье.

Эпоха Средневековья была временем формирования различных видов кроя,существующих и в настоящее время. Наметились первые признаки моды.

Эпоха Нового времени отличается помпезностью, напыщенностью и сложностью костюмов. 

Портрет королевы Англии Елизаветы I на фоне "Непобедимой Армады" Джордж Говер Живопись, 1580-е

Портные XVI века были настоящими профессионалами «иглы и ножниц»: достаточно лишь взглянуть на костюмы королевы Англии Елизаветы I, чтобы оценить мастерство.

Портрет королевы Англии Елизаветы І. Эрмина Николас Хиллиард Живопись, 1585

Жизнь и наряды Елизаветы I заслуживают отдельного обзора. В этой статье мы лишь напомним читателю, что эта женщина ради власти казнила сестру и навсегда сохранила девственность.

Общественность не желала видеть у власти женщину, однако, тогда немногие могли представить, что ее 45-летнее правление станет одним из самых славных периодов в истории Англии, ее золотым веком. 

25-летняя Елизавета выбрала для коронации красное бархатное платье, богато расшитое драгоценными камнями. Это последнее платье Елизаветы I в нашем материале. 

Российские императрицы и их портные ничуть не уступали зарубежным коллегам. Двумя веками позже известная модница Екатерина II также выбрала для своей коронации красный цвет. 

Коронационное платье императрицы Екатерины I

Екатерина I  стала первой российской императрицей, вошедшей на престол и правившей самостоятельно. Ее коронация состоялась 7 мая 1724 года. 

Коронационное платье Екатерины I выполнено из красного шелка, украшенного серебряной вышивкой. Платье было заказано в Берлине. В Россию привезли не готовый наряд, а «патрон», т.е. скрепленный только несколькими швами. Портные опасались не угадать размер императрицы. 

Так и случилось: платье оказалось слишком широким, и за три дня до коронации русские белошвейки в спешном порядке подгоняли его по фигуре Екатерины. В итоге сзади на юбке образовались складки, и сместились карманы.

Один из иностранных послов описал платье императрицы как «великолепную робу малинового цвета, вышитую серебряной нитью». Юбка была выполнена такой длины, чтобы при ходьбе выглядывала туфелька с малиновой лентой.

Не менее шикарным и помпезным выглядит платье другой российской императрицы Елизаветы Петровны.

Коронационное платье Елизаветы Петровны

Коронационное платье Елизаветы Петровны сшито из российской ткани.

Императрица приказала также всем придворным явиться на коронацию в нарядах, выполненных отечественными портными. Платье Елизаветы Петровны было сшито из парчи (глазет) серебряного цвета. Ширина платья полностью соответствует тогдашней моде рококо. В то время в таких платья дамы даже сесть не могли, поэтому многие из них, желая отдохнуть, ложились прямо на пол в своих нарядах (естественно не в присутствии императрицы).

Сама Елизавета Петровна никогда не выходила в одном и том же наряде дважды. После ее кончины осталось 15 тысяч (!!) платьев.

Современная мода не славится такой помпезностью и шиком, а королева Великобритании сегодня выглядит куда более скромно.

Несомненно, мастерицы есть и сегодня, но глобализация, урбанизация и индустриальное общество накладывают определенный отпечаток на качество и тенденции в мире моды. Швейные машины позволяют работать быстрее, отшивать больше, но что, если мы говорим о качестве и грации?

Что думаешь, дорогой читатель? Кто моднее/техничнее/профессиональнее: современная швея или средневековый портной? 

Для возможности комментировать войдите на сайт

Новые производители в каталоге

ООО «ФАБРИКС»

Компания FABREEX работает на российском рынке уже более 10 лет, и хорошо...

ООО "Кампотекс"

ООО «Кампотекс» - одна из крупнейших компаний в России по производству и...

Компания "Мальчишки и девчонки"

Оптовая компания по продаже детской одежды «Мальчишки и Девчонки» вышла ...

Компания BestLabel

Компания BestLabel организована в 2004 году. Мы выпускаем любую маркиров...

Подача заявок временно приостановлена.