Сегодня поговорим о Нормане Хартнелле (Norman Hartnell), ведущем британском модельере, который шил наряды для королевской семьи
В 1938 году он стал официальным портным британского королевского двора, а в 1940 году стал личным портным королевы Елизаветы, королевы-матери, а позже - королевским портным и у ее дочери, Елизаветы II.
Хартнелл шил два самых главных платья для Елизаветы II: коронационное и свадебное. Шил для нее и много других платьев.
Норман Хартнелл родидся в 1901 году на Юго-Западе Лондона в семье трактирщика. Название отцовского паба оказалось пророческим: Crown & Sceptre (Корона и скипетр). Образование получил в школе-интернате Mill Hill School, а потом закончил магистратуру в колледже Магдалены Кембриджского университета. Изучал современные языки.
Первые свои костюмы Норман Хартнелл разработал для оперы The Beggar's Opera кембриджского театра Footlights. О его работах благосклонно отозвались в прессе и назвали "будущим гением британской моды".
Затем Норман в течение двух лет работал на двух известных лондонских дизайнеров. Эта работа оказалась абсолютно бесперспективной, а на одну из дизайнеров, знаменитую Люсиль, Норман подал в суд после того, как несколько его эскизов появилось в колонке Daily Sketch под именем его работодательницы.
В 1923 году отец помог Норману с деньгами, и Норман открыл свое собственное дело на Брутон-стрит, 26 вместе с первым своим бизнес-партнером, сестрой Филлис.
Первыми клиентками Нормана были матери и сестры его кембриджских друзей.
Но в то время английские леди предпочитали французское: французские духи, вино, одежду и аксессуары. Это было так шикарно и модно. Если бы платья Нормана не были так хороши, он бы быстро обанкротился.
Через три года после своей первой коллекции, Норман Хартнелл решил устроить показ своих моделей в Париже. Это была катастрофа. Мейн Бочер, будущий известный американский дизайнер, создатель лейбла Mainbocher, сказал Норману: Я никогда не видел так много невероятно красивых платьев и так невероятно плохо сшитых.
Норман вернулся в Лондон и начал заново учиться шить одежду. Снова он приехал в Париж в 1929 году с новыми идеями, которые подхватил Париж, и с коллекцией безупречно пошитых платьев.
Завоевав Париж, Норман в нем не остался, он вернулся в Англию, чтобы сделать себе имя в Лондоне. Для начала он расширил помещение на Брутон-стрит, куда пригласил леди Элис Монтегю-Дуглас-Скотт, которая собиралась выйти замуж за младшего сына короля, герцога Глостерского. Хартнелл понимал, что если он сможет получить заказ леди Элис, он будет шить не только для самой невесты, но и для всех ее подружек, включая принцесс Елизавету и Маргарет.
С тех пор большую часть своей карьеры Норман Хартнелл одевал королевскую семью, будущую королеву и ее мать. Но вся беда была в том, что королевские клиенты не славились своим чувством стиля. Они не посещали модные вечеринки, не ходили на показы мод и были ограничены правилами этикета.
Королева-мать любила одеваться, и первые годы носила одежду от Lanvin. Хартнелл предложил королеве-матери платья пастельных тонов, он сказал, что она напоминает ему букетик душистого горошка, но в ее гардеробе не хватает маленького коктейльного платья. Ее мужу, Георгу VI, тоже хотелось, чтобы его жена выглядела более современно и не хуже, чем модная Уоллис Симпсон.
Но носить наряды, подобные нарядам Уоллис Симпсон (которая тоже была клиенткой Хартнелла) королева себе позволить не могла. Традиция, однако. Король провел для Хартнелла экскурсию по дворцу и показал портреты предыдущих королев, чтобы вдохновить дизайнера на создание коллекции для его жены.
В 1938 году Хартнелл создал коллекцию из 30 платьев для гардероба королевы-матери. Эта коллекция, в свою очередь, вдохновила Кристиана Диора на создание нью лук девять лет спустя.
Главные тенденции в моделях Хартнелла - романтизм и вышивка бисером. Хартнелл повторно ввел в моду кринолин, только облегченный и адаптированный к новому времени.
Платья от Хартнелла носили Вивьен Ли, Гертруда Лоуренс, Мерл Оберон, Энн Тодд, Эвелин Лэй, Анна Нигл, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Линда Кристиан и другие знаменитости.
В военные и послевоенные годы были введены нормы на количество ткани, кнопок, вышивки и прочих аксессуаров для пошива одежды. Свои роскошные модели Хартнелл продавал за океан (одной из высокопоставленных клиенток Хартнелла была Эва Перон), а от королевы получил одобрение моделировать одежду для массового производства.
Он стал первым из ведущих дизайнеров середины 20-го века, разрабатывавщих модели серийного производства. Хартнелл был одним из основателей Объединенного общества модельеров Лондона (IncSoc).
В 1942 году Хартнелл разработал женскую одежду для британской армии и медицинской службы. Он же создал форму для лондонских медсестер и женщин-полицейских.
Хартнелл не упустил свой шанс и тогда, когда получил заказ на свадебное платье для Елизаветы II. Свадебное платье и фата были вышиты несколькими тысяч мелких жемчужин и кристаллов бисера, гирляндами белых роз Йорков. Это свадебное платье и коронационное платье Елизаветы считаются одними из самых богато украшенных платьев 20-го века.
Личным портным Елизаветы II Хартнелл стал в 1957 году.
Главной обязанностью Хартнелла было одевать королевскую семью, придворных дам и фрейлен. Ему приходилось учитывать все традиции, строгие правила и нормы, принятые при дворе. Он не мог позволить экстравагантности.
Дамы высшего общества, не принадлежащие к королевской семье и двору, тоже хотели одеваться у королевского портного. Он шил и для них.
Хартнелл пытался завоевать американский рынок, но для американок чопорный английский стиль был чужд. Его модели покупала только знать, да и то для особых случаев.
Хартнелл шил одежду в своем стиле до 60-х годов, но когда Мэри Куант и ее сподвижники начали вводить мини-юбки и выбрасывать ретро-романтизм на помойку, у Хартнелла наступили тяжелые времена. Он шил для Елизаветы и королевы-матери скромные мини-юбки, но созданный им дом моды рушился. Ему пришлось сокращать работников, его роскошные модели никто не покупал. Иногда пожилые леди приносили починить платья, купленные в 1930 году, но это был конец модного когда-то тренда. Наступало время Диора и Ива Сен-Лорана...
Хартнелл еще продолжал одевать королеву, но уже не был ее единственным дизайнером.
В 1970 году Хартнелл заложил в банк остатки своего бизнеса и любимую дачу. Умер он в 1979 году в весьма стесненных условиях.
Он никогда не был женат (предположительно Хартнелл был геем, но ни одной скандальной истории на этот счет не было, Хартналл соблюдал все правила приличия королевского дома). У него было много подруг среди известных моделей и актрис, но романов с ними у него тоже не было.
Источник: pailish.livejournal.com/810762