Сегодня поговорим конкретно про переработку текстильных материалов
Итак, переработка текстиля подразумевает под собой использование старой одежды и тканных материалов в качестве вторичного сырья или для восстановления материала.
В США переработкой текстиля для повторного использования занимается целая ассоциация SMART. У нас в России, к сожалению, пока не занимаются этим вопросом, существует лишь несколько нишевых брендов, которые развиваются по принципам медленной моды.
Шаги процесса переработки текстиля такие:
- Сбор
- Сортировка
- Обработка
- Транспортировка
Спрос на переработку вырос, конечно, из-за аппетитов и оборотов самой текстильной промышленности. Она включает в себя не только одежду, но и ткани для мебели и матрасов, шторы, постельное белье, полотенца, аксессуары, стоимость мировой текстильной промышленности оценивается примерно в 1 триллион долларов.
Во всем мире производится больше 80-ти миллиардов одежды ежегодно, поэтому необходимость переработки ощущается все больше. Мы стремимся к утилизации и переработке отходов, но пока нет каких-то вменяемых и адекватных решений для этого.
А просто выкидывать текстильную продукцию нельзя, она будет разлагаться столетиями.
И это касается текстиля из натуральных волокон, синтетическая ткань не разлагается вовсе. Накопленные текстильные отходы из натурального волокна выделяют диоксид углерода в атмосферу, а из синтетического могут выделять токсичные вещества в почву и грунтовые воды, из-за чего снижается качество воды.
Плюсы переработки:
- Сокращение свалок и мусорных полигонов, уменьшение площади существующих
- Снижение затрат воды и энергии на производство новых тканей
- Предотвращение загрязнения воздуха
- Уменьшение использования химических красителей
Возможны следующие источники для переработки текстиля:
1) после покупки и использования потребителем (в том числе мебельная ткань, матрасы, предметы домашнего текстиля, одежда, обувь, аксессуары)
2) до покупки (брак производства, списанная продукция, избыточная продукция). Однако многие люксовые бренды, например, Burberry до сих пор сжигают остатки непроданной одежды из коллекции перед новым сезоном, что максимально неэтично и странно в 2019 году.
Многие крупные компании, такие как H&M, Nike, Monki поддерживают идею ресайклинга и предоставляют скидки тем покупателям, которые сдают одежду у них в магазинах в специальные зеленые ящики.
Поскольку у нас такой индустрии нет, опять будем говорить про Штаты. В их промышленности около 50% собранного текстиля перерабатывается, а другие 50% используются повторно.
Во многих африканских странах большая часть населения как раз использует одежду повторно.
То есть им присылают вещи, которые мы сдаем на переработку, но при этом, вещи не перерабатываются, а используются прям так, как есть. Однако это оказывает некий неблагоприятный эффект на африканскую текстильную промышленность, культуру и образование твердых отходов.
Поскольку натуральный и синтетический текстиль имеют разные волокна и разные способы окрашивания, существуют принципиальные различия в их способах переработки.
Натуральный текстиль
Сначала материал сортируется по цвету. Те ткани, для которых не требуется повторного окрашивания, существенно сокращают затраты воды и энергии, что позволяет избежать дополнительного загрязнения атмосферы. Ткани, требующие дополнительно окрашивания, обычно утилизируются или измельчаются для использования их в производстве строительных изоляционных материалов.
После отобранный текстиль растягивают в волокнах и измельчают, иногда добавляют в пряжу новые волокна. Затем пряжа очищается, смешивается и снова раскручивается. Впоследствии ее можно использовать в вязании или ткачестве новых материй.
Синтетический текстиль
Синтетические ткани на основе полиэстера измельчаются, а затем гранулируются для их переработки в полиэфирную крошку, которая затем расплавляется и используется при создании новых волокон для новых полиэстеровых тканей.
Вы думаете, что у вас не так много возможностей для осознанного потребления и уменьшения вреда текстильной промышленности, потому что не вы стоите во главе какого-нибудь крупного текстильного концерна или модного бренда. Но это не так.
Как потребитель вы можете влиять на ситуацию, выбрав медленную моду вместо быстрой. Быстрая мода – массмаркет, который производит новые партии одежды каждый месяц, вот большое зло, сильнее всех влияющее на экологию.
Быстрая мода гонится за сиюминутными трендами, пренебрегая качеством производства, от чего страдает в итоге экология. Вы можете влиять на это, если покупаете одно пальто на несколько лет, один сапоги, один джинсы и тд.
Предпочитая качество количеству вы сокращаете само потребление одежды, которое и влечет за собой непрерывное производство, а, значит, вред атмосфере.