Посетите наш магазин промышленного швейного оборудования Перейти в магазин
16-я Международная выставка тканей и фурнитуры для производства одежды Textile Salon состоится 2 – 4 сентября 2025 года в МВЦ «Крокус Экспо», павильон №3
/
/
/
Норман Хартнелл. Королевский портной

Норман Хартнелл. Королевский портной

26 марта 2021

2419
Норман Хартнелл. Королевский портной

В 1938 году он стал официальным портным британского королевского двора, а в 1940 году стал личным портным королевы Елизаветы, королевы-матери, а позже - королевским портным и у ее дочери, Елизаветы II.

Хартнелл шил два самых главных платья для Елизаветы II: коронационное и свадебное. Шил для нее и много других платьев.

Коронационное плате Елизаветы II, пошитое Норманом Хартнелем

Норман Хартнелл родидся в 1901 году на Юго-Западе Лондона в семье трактирщика. Название отцовского паба оказалось пророческим: Crown & Sceptre (Корона и скипетр). Образование получил в школе-интернате Mill Hill School, а потом закончил магистратуру в колледже Магдалены Кембриджского университета. Изучал современные языки.

Первые свои костюмы Норман Хартнелл разработал для оперы The Beggar's Opera кембриджского театра Footlights. О его работах благосклонно отозвались в прессе и назвали "будущим гением британской моды".

Затем Норман в течение двух лет работал на двух известных лондонских дизайнеров. Эта работа оказалась абсолютно бесперспективной, а на одну из дизайнеров, знаменитую Люсиль, Норман подал в суд после того, как несколько его эскизов появилось в колонке Daily Sketch под именем его работодательницы.

В 1923 году отец помог Норману с деньгами, и Норман открыл свое собственное дело на Брутон-стрит, 26 вместе с первым своим бизнес-партнером, сестрой Филлис.

Дом Хартнелл на Брутон-стрит, 26

Первыми клиентками Нормана были матери и сестры его кембриджских друзей.

Но в то время английские леди предпочитали французское: французские духи, вино, одежду и аксессуары. Это было так шикарно и модно. Если бы платья Нормана не были так хороши, он бы быстро обанкротился.

Элси Рэндольф в платье от Хартнелла

Через три года после своей первой коллекции, Норман Хартнелл решил устроить показ своих моделей в Париже. Это была катастрофа. Мейн Бочер, будущий известный американский дизайнер, создатель лейбла Mainbocher, сказал Норману: Я никогда не видел так много невероятно красивых платьев и так невероятно плохо сшитых.

Норман вернулся в Лондон и начал заново учиться шить одежду. Снова он приехал в Париж в 1929 году с новыми идеями, которые подхватил Париж, и с коллекцией безупречно пошитых платьев.

Завоевав Париж, Норман в нем не остался, он вернулся в Англию, чтобы сделать себе имя в Лондоне. Для начала он расширил помещение на Брутон-стрит, куда пригласил леди Элис Монтегю-Дуглас-Скотт, которая собиралась выйти замуж за младшего сына короля, герцога Глостерского. Хартнелл понимал, что если он сможет получить заказ леди Элис, он будет шить не только для самой невесты, но и для всех ее подружек, включая принцесс Елизавету и Маргарет.

Элис Монтегю-Дуглас-Скотт, в замужестве принцесса Элис, герцогиня Глостерская, в свадебном платье от Нормана Хартнелла

С тех пор большую часть своей карьеры Норман Хартнелл одевал королевскую семью, будущую королеву и ее мать. Но вся беда была в том, что королевские клиенты не славились своим чувством стиля. Они не посещали модные вечеринки, не ходили на показы мод и были ограничены правилами этикета.

Королева-мать любила одеваться, и первые годы носила одежду от Lanvin. Хартнелл предложил королеве-матери платья пастельных тонов, он сказал, что она напоминает ему букетик душистого горошка, но в ее гардеробе не хватает маленького коктейльного платья. Ее мужу, Георгу VI, тоже хотелось, чтобы его жена выглядела более современно и не хуже, чем модная Уоллис Симпсон.

Но носить наряды, подобные нарядам Уоллис Симпсон (которая тоже была клиенткой Хартнелла) королева себе позволить не могла. Традиция, однако. Король провел для Хартнелла экскурсию по дворцу и показал портреты предыдущих королев, чтобы вдохновить дизайнера на создание коллекции для его жены.

В 1938 году Хартнелл создал коллекцию из 30 платьев для гардероба королевы-матери. Эта коллекция, в свою очередь, вдохновила Кристиана Диора на создание нью лук девять лет спустя.

Главные тенденции в моделях Хартнелла - романтизм и вышивка бисером. Хартнелл повторно ввел в моду кринолин, только облегченный и адаптированный к новому времени.

Платья от Хартнелла носили Вивьен Ли, Гертруда Лоуренс, Мерл Оберон, Энн Тодд, Эвелин Лэй, Анна Нигл, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Линда Кристиан и другие знаменитости.

Гертруда Лоуренс в платье от Нормана Хартнелла

В военные и послевоенные годы были введены нормы на количество ткани, кнопок, вышивки и прочих аксессуаров для пошива одежды. Свои роскошные модели Хартнелл продавал за океан (одной из высокопоставленных клиенток Хартнелла была Эва Перон), а от королевы получил одобрение моделировать одежду для массового производства.

Модели 1942 года

Он стал первым из ведущих дизайнеров середины 20-го века, разрабатывавщих модели серийного производства. Хартнелл был одним из основателей Объединенного общества модельеров Лондона (IncSoc).

В 1942 году Хартнелл разработал женскую одежду для британской армии и медицинской службы. Он же создал форму для лондонских медсестер и женщин-полицейских.

Модели Нормана Хартнелла для серийного производства

Хартнелл не упустил свой шанс и тогда, когда получил заказ на свадебное платье для Елизаветы II. Свадебное платье и фата были вышиты несколькими тысяч мелких жемчужин и кристаллов бисера, гирляндами белых роз Йорков. Это свадебное платье и коронационное платье Елизаветы считаются одними из самых богато украшенных платьев 20-го века.

Елизавета и Филипп 1947 год

Личным портным Елизаветы II Хартнелл стал в 1957 году.

Елизавета в платьях от Нормана Хартнелла

Главной обязанностью Хартнелла было одевать королевскую семью, придворных дам и фрейлен. Ему приходилось учитывать все традиции, строгие правила и нормы, принятые при дворе. Он не мог позволить экстравагантности.

Фрейлины в платьях от Хартнелла

Дамы высшего общества, не принадлежащие к королевской семье и двору, тоже хотели одеваться у королевского портного. Он шил и для них.

Хартнелл пытался завоевать американский рынок, но для американок чопорный английский стиль был чужд. Его модели покупала только знать, да и то для особых случаев.

Хартнелл шил одежду в своем стиле до 60-х годов, но когда Мэри Куант и ее сподвижники начали вводить мини-юбки и выбрасывать ретро-романтизм на помойку, у Хартнелла наступили тяжелые времена. Он шил для Елизаветы и королевы-матери скромные мини-юбки, но созданный им дом моды рушился. Ему пришлось сокращать работников, его роскошные модели никто не покупал. Иногда пожилые леди приносили починить платья, купленные в 1930 году, но это был конец модного когда-то тренда. Наступало время Диора и Ива Сен-Лорана...

Модели Хартнелла 60-х годов

Хартнелл еще продолжал одевать королеву, но уже не был ее единственным дизайнером.

В 1970 году Хартнелл заложил в банк остатки своего бизнеса и любимую дачу. Умер он в 1979 году в весьма стесненных условиях.

Он никогда не был женат (предположительно Хартнелл был геем, но ни одной скандальной истории на этот счет не было, Хартналл соблюдал все правила приличия королевского дома). У него было много подруг среди известных моделей и актрис, но романов с ними у него тоже не было.

Норман Хартнелл с моделями в его платьях
Источник: pailish.livejournal.com/810762

Дизайнер из Иваново разработала костюмы для ансамбля Надежды Бабкиной

Дипломная коллекция студентки ИВГПУ Евы Жариновой состоит из пяти мужских сценических костюмов.

Дизайнер из Иваново разработала костюмы для ансамбля Надежды Бабкиной

02.07.2025

61

Порция чистейшего шика обнаружена в новой pre-fall коллекции Saint Laurent.

Энтони Ваккарелло вновь играет с сексуальностью и маскулинностью, не забывая при этом вытаскивать из архивов крутые вещи и актуализировать их.

Порция чистейшего шика обнаружена в новой pre-fall коллекции Saint Laurent.

04.06.2025

116

Мятая одежда – на пике моды

В этом году можно не переживать, если не успели погладить рубашку или брюки перед выходом из дома, так как в моде расслабленные аутфиты и эффект мятой одежды.

Мятая одежда – на пике моды

02.06.2025

116

O’Stin выпустил коллекцию с вологодскими кружевами

Лимитированный дроп «Промыслы» обращается к традициям русской вышивки. Она призвана популяризировать культурный код и дать ремеслу новое прочтение через трендовый продукт.

O’Stin выпустил коллекцию с вологодскими кружевами

30.05.2025

322