Какую одежду носили во времена инквизиции?
05 июля 2019
4877История человечества - непростой путь, который часто петляет от прекрасного к ужасному, от возвышенного к земному, от приятного к отвратительному. Средневековье является одним из тех периодов, который отчетливо это доказывает.
В это время человечество дает волю темным сторонам личности, порокам и желанию властвовать. Это заметно в архитектуре, живописи, в манере одеваться... и в способах наказания за провинности. Забегая вперед, отметим, что попасть в камеру пыток девушка могла даже за то, что не убрала волосы под специальный головной убор.
Предлагаем сначала обратить внимание на моду, а затем перейти к специальному репортажу для Procapitalist.ru из Музея «Орудия пыток Средневековья» Генуэзской крепости. (Для тех, кто хочет сразу оказаться в музее - видео доступно по ссылке)
Стиль готика в европейском искусстве и костюме появляется в XIII-XV вв. Именно в этот период возникает и само понятие моды в одежде.
Медея вручает Ясону златую статую. Миниатюра XV в. На женщине платье-роб и головной убор эннен, одежда мужчины – жакет и штаны-шоссыДо XIII века европейский костюм еще походил на одежды Древнего Рима и Древней Греции. Это были платья-рубашки, достаточно однотипные, как в мужском гардеробе, так и в женском. Однако в период готики мода резко меняется. Во-первых, одежду начинают кроить. Считается, что все виды кроя одежды появились именно в XIII-XV вв. Во-вторых, появляются и определенные тенденции в моде, которым стремятся следовать люди высших сословий по всей Европе.
Так, мода XIV-XV веков распространяется по всей Европе из Бургундии. Именно Бургундский двор считается первым центром формирования моды в одежде. Особенностями бургундской моды являлись:
• облегающие и сковывающие движение одежды,
• очень длинные рукава,
• длинные носки туфель,
• причудливые по своей форме разнообразные головные уборы.
Также именно в XIII-XV веках костюм начинает явно разделяться на мужской и женский. При этом законодательно служителями церкви запрещается мужчинам и женщинам под страхом смерти наряжаться в костюмы противоположного пола. Когда Жанну д’Арк осудили быть сожженной на костре, одним из пунктов обвинения также значилось то, что она носила мужской костюм.
Жанна д’Арк в мужских доспехах. Прическа по моде Средних веков – волосы на лбу выбриты (высокий лоб)Существовали и строгие правила, предписывающие, как следует носить одежду. Церковь в Средние века в Европе была сильна и влиятельна. За отсутствие головного убора у горожанки или же за выбившуюся из-под головного убора прядь волос, ее могли обвинить в колдовстве и отправить на костер.
И не только на костер! Подробнее об этом в видео-экскурсии по музею орудий пыток Генуэзской крепости, в конце страницы
Все женщины Средневековья обязаны были прятать свои волосы. Единственное, в XIII-XV веках уже можно было оставлять небольшую прядь волос, которая в виде колечка была уложена надо лбом. Также в это время послабления коснулись и аристократии, для них головной убор уже не всегда был обязательным.
Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. Не позднее 1483 года. Костер инквизицииГоловные уборы были высокие, сложные и самой разнообразной и странной формы. В основном это были чепцы. Женщины носили эннен (эннин) – вытянутый длинный заостренный на конце головной убор. Эннен обычно носили с платьем роб и покрывали сверху длинным прозрачным покрывалом кувр-шеф.
Еще один головной убор – двурогий чепец – головной убор с двумя рожками по бокам, сверху на него также надевали покрывало. В Германии был популярен головной убор крузелер – полотняный чепец с частыми рядами складок-рюшей, обрамляющих лицо, плотно облегающий затылок.
Колечко волос, которое могло быть показано из-под головного убораПомимо чепцов носили и платки. К примеру, барбетт – платок из белого плотна, окутывающий лицо, подбородок, шею и грудь.
Ян ван Эйк. Портрет Маргареты Ван Эйк. 1439 Головной убор – двурогий чепецВ женской моде готического стиля идеальным считался s-образный силуэт костюма. Верхняя часть платья зрительно укорачивалась за счет завышенной линии талии и низкого декольте.
При этом оставлять декольте открытым было непозволительно. И, к примеру, в самом модном в XIV-XV вв. платье роб декольте прикрывалось вставкой из дорогой ткани, очень часто прозрачной. Такую вставку церковники называли «дьявольское окошко». Нижняя же часть платья наоборот удлинялась за счет многометрового шлейфа – чем длиннее шлейф платья, тем знатнее дама, надевшая его.
Фреска из церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, Италия. XV вК слову, вся одежда Средневековья шилась из ярких тканей – красных, синих, зеленых, желтых цветов. Очень часто в одежде сочетались противоположные цвета, к примеру, цвет плаща синий, а его подкладки – красный.
Сверху на платье женщины надевали сюрко, пришедшее еще из раннего средневековья, либо упелянд – новинку готики. Сюрко – это верхняя одежда без рукавов с широкой проймой и расширенной за счет вставных клиньев нижней частью.
В период готики появляются и первые корсеты. Корсеты были с металлическими конструкциями и их целью было придать женской фигуре s-образный силуэт с животом, словно у беременной женщины. В те времена существовала мода на беременность. Также, следуя данной моде, под платье на живот женщины могли подкладывать и небольшие подушечки, чтобы придать животу более округлую форму.
Гравюра. Франция, XV в. Существовало поверье, что на шлейфах женских платьев черти катаютсяВпрочем, черти, видимо, катались не только на шлейфах женских платьев, но и в самих девичьих сердцах, ибо слишком уж много способов было придумано для того, чтобы их изгонять.
Подробнее об этом в видео-экскурсии по Музею орудия пыток Генуэзской крепости специально для Procapitalist.ru. По техническим причинам видео временно работает по ссылке.
Скоро мы починим встроенный видео-плеер. Спасибо за понимание, приятного просмотра :)
По материалу www.mylitta.ru
Студенты из России и Беларуси представили коллекцию «Галерея Побед»
Коллекция стала результатом творческого диалога России и Беларуси, которых объединяет история противостояния вражеской агрессии в годы ВОВ. В каждой вещи совр
14.05.2025
96Бренд DNK Russia выпустил коллекцию для футбольного клуба «ЦСКА»
Ретро-коллекция призвана воссоздать атмосферу триумфа. В одежде использована действующая на тот момент эмблема футбольного клуба, а цветовая гамма состоит из
10.05.2025
130Леопардовые лосины снова в тренде
Спрос на них вырос более чем в 1,5 раза, причем основные покупательницы – женщины 35-60 лет.За 3 месяца текущего года офлайн-магазины и маркетплейсы продали лег
05.05.2025
199Когда думаешь о Prada
Это особенно видно на примере новинок. Очень нравятся формы замшевых жакетов в духе 60-х — ретро-эстетика особенно хорошо удаётся Prada. Но главное здесь — цв
02.05.2025
243